
- 8 (800) 505-43-14 Звонок по России бесплатный.
- Принимаем звонки и заявки круглосуточно!
Для некоторых поступление в аспирантуру – это ступень в карьерном росте, социальном статусе. Кто-то мечтает внести свой неоценимый вклад в науку, кого-то в этом убеждают преподаватели, считая, что лучшая характеристика аспиранта – это бывший добросовестный студент. Но нужно тщательно взвесить свои желания и возможности, цели и задачи, прежде чем решиться посвятить 3-4 года каждодневному непростому научному исследованию, написанию серьезной квалификационной работы на соискание ученой степени.
Как найти научного руководителя для диссертации – серьезный вопрос, с которым сталкивается каждый человек, решивший получить степень кандидата наук. От выбора руководителя во многом зависит качество диссертационной работы, эффективность обучения в аспирантуре, качество результатов исследований, время на подготовку труда, успешность защиты.
Научное руководство аспирантами на кафедре обычно осуществляет профессор, доктор наук. Одновременно у него их разрешается 5. Научным руководителем аспиранта может быть кандидат наук, имеющий звание доцента, он имеет право руководить работами трех соискателей. Чаще всего будущий кандидат сам выбирает себе руководителя, еще до начала учебы в аспирантуре. На что нужно обратить внимание в первую очередь:
Научный интерес у руководителя и соискателя должен быть общим. Иначе неизбежны дискуссии и, как результат, затягивание времени написания работы, утверждения ее разделов, публикации статей, проведения исследований. Иногда могут навязать другую тему диссертации, в которой больше будет заинтересован научный руководитель аспиранта. Тогда придется отстаивать свою точку зрения или соглашаться. Но работа над диссертацией – это не обязательно увлекательные, выдающиеся открытия. Часто – это рутинный, во многом бюрократический процесс, занимающий несколько лет. И если научный руководитель аспиранта окажется равнодушным или непорядочным, а тема не интересна и не понятна, то успешный результат и сама защита будут под вопросом.
Индивидуальный план – путевая карта поэтапного продвижения по пути к защите диссертации. В нем должны быть подробно отражены все аспекты, этапы, компоненты обучения и написания работы. Такой план является обязательным для каждого аспиранта. Индивидуальный план разбивается по годам обучения. Он утверждается на ученом совете, дважды или один раз в год заслушивается и утверждается отчет о его выполнении.
Если пункты годового плана не выполнены, то аспирант может быть рекомендован к отчислению. Причиной может быть, как нерадивость студента аспирантуры, так и неудовлетворительное качество научного руководства аспирантами
Индивидуальный план в краткой форме составляется в первые несколько месяцев обучения лично аспирантом. После успешного утверждения краткого варианта на его основе составляется развернутый. Подробный план нужно подписать научным руководителем и также утвердить. Бланк этого документа или его образец находится в отделе аспирантуры. Аспирант заполняет его, согласовывая наиболее важные моменты с руководителем. Легче всего составить план, используя готовый заполненный пример.
В индивидуальный план обязательно нужно включить:
Планирование по годам обучения аспирант должен осуществлять вместе с руководителем, который в силу своего опыта шире видит общие перспективы исследований, может подсказать темы статей, объективно наметить сроки выполнения пунктов плана.
В идеале защита диссертации должна осуществиться по окончании аспирантуры. На практике все зависит от работоспособности исследователя, некоторых объективных или субъективных причин.
В один из разделов индивидуального плана включается пункт о написании автореферата диссертации – краткого изложения структуры, методики, актуальности, главных выводов научной работы, подготовка к предварительной защите, другие организационные моменты. Заполненный план хранится в личном деле в аспирантуре.
Одним из современных механизмов мониторинга качества и уровня подготовки будущих ученых является портфолио. В него заносятся индивидуальные достижения соискателя во время учебы в аспирантуре, в процессе исследовательской и научно - педагогической деятельности, в ходе работы над статьями и самой диссертацией. Обычно портфолио оформляют в электронном виде, чаще в виде презентации. Это позволяет наглядно оценить процесс подготовки будущего ученого, вовремя выявить проблемы и недостатки, скорректировать план подготовки, оптимизировать руководство аспирантами.
Заполнение электронного портфолио – обязательное требование современных образовательных стандартов.
Шаблон, пример заполнения и положение о портфолио аспиранта можно найти на сайте высшего учебного заведения. Во время его создания происходит самооценка уровня подготовки и развития соискателя. Портфолио – действенный инструмент реализации и корректировки целей и задач аспиранта по повышению образовательного уровня и исследовательской компетентности. Оно служит основанием для аттестации будущего кандидата наук, позволяет упорядочить исследовательскую деятельность, выявить слабые места подготовки, определить рейтинг молодого ученого.
Заполнение портфолио происходит на всем протяжении обучения в аспирантуре, оно доступно на электронном сайте учебного заведения. В составе портфолио обязательно наличие индивидуального плана и характеристики аспиранта.
Для рассмотрения на диссертационном совете требуется характеристика на аспиранта образец написания которой включает:
Заполнить характеристику может сам соискатель или его руководство. Образцов и примеров достаточно на различных сайтах. Она подписывается руководителем или заведующим кафедрой. Характеристику аспиранта зачитывают перед защитой диссертации на заседании совета. Также она может понадобиться для соискательства на грант или стипендию.
Первый распространенный способ: после окончания ВУЗа выпускник подает документы для поступления в аспирантуру.
Если вы поступаете с опытом работы, к этому времени должны проработать в выбранной области не менее двух лет, если форма обучения очная, то есть ограничения по возрасту - не более 35 лет.
Кроме того, необходимо получить рекомендацию от Ученого Совета учебного заведения, в котором студент показал должные результаты в научных исследованиях по выбранной специальности. Эти рекомендации принимают во многих вузах по профилю исследований. Далее следуют подготовка документов и прохождение вступительных экзаменов, обычно это:
Так же возможно поступление в аспирантуру и на договорной основе, для этого потребуется пройти собеседование или вступительные испытания. Аспирант по окончании аспирантуры, защитив диссертацию, которая будет результатом учебы и исследований, уже сможет претендовать на степень кандидата наук.
Второй способ – это соискание.
У этого пути виден ряд преимуществ. Нет необходимости постоянно присутствовать в учебном заведении. Ученый совет только утверждает выбранную тему научной работы и назначает научного руководителя. Соискательство требует больше самостоятельной работы. В течение трех лет важно показывать, что работа движется и получать консультации научного руководителя. Работу над исследованием, подготовку к сдаче кандидатских экзаменов, написание диссертации – соискатель берет на себя. Но здесь нет жестких ограничений по времени, сроки сдачи устанавливает будущий кандидат наук. Единственное ограничение – срок подготовки диссертации не более трех лет.
Итак, претендовать на кандидатскую степень может человек с оконченным высшим образованием, либо аспирант, либо соискатель.
В зависимости от научного направления, существует разделение кандидатов наук по специальностям. В РФ их 24:
Ученый обладающий степенью кандидата наук претендует на степень доктора наук.
Ph.D. – доктор философии, распространенный аналог российской степени кандидата наук. Степень Ph.D. признается в США, Канаде и европейских странах. Там Ph.D. - высшая ученая степень.
В некоторых государствах Европы, например во Франции, Германии и Британии, присуждаются эквиваленты российской степени доктора наук :
Для получения такой ученой степени требуется защитить соответствующую диссертацию, но четких сроков при этом не устанавливается, и отсутствует докторантура, кандидат готовится самостоятельно.
Под словом «доцент» скрываются такие понятия как «должность в вузах» и «ученое звание». Любой вариант интерпретирования предполагает, что доцент занимается педагогическим трудом и имеет достижения в некой области знаний, являясь научным сотрудником. Стоит отметить, что в зарубежных вузах такого понятия как «доцент» практически нет. В РФ оно появилось в 1863 году, затем это звание на некоторое время выпало из научной терминологии.
Работник должен быть задействован в педагогической и научно-исследовательской сфере труда. Зачастую он обладает ученой степенью кандидата наук, что не является обязательным условием для получения должности, которая, по сути, подтверждается только записью в трудовой книжке. Преподаватель становится доцентом после принятия положительного решения на ученом совете.
Чтобы стать доцентом необходимо соблюдать только два условия:
Среди обязанностей доцента можно выделить организацию административной и исследовательской работы. Он участвует в разработке учебников и пособий, а также в научных исследованиях, читает лекции и готовит аспирантов. Сотрудник непосредственно подчиняется завкафедрой. Доцент – это научная специальность, промежуточное звено между преподавателем и профессором.
Множество ассистентов стремятся стать доцентами не только по должности, но и по званию, ведь его получение очень престижно. Но как им стать и что для этого требуется?
Для этого необходимо будет пройти несколько важных этапов, иметь исследовательские способности и вложить много труда. Требования к соискателю: ведение педагогической или научной деятельности, хорошие знания, обладание ученой степенью, достижения в науке.
На основании вердикта ВАКа (Высшей аттестационной комиссии) Министерством образования и науки Российской Федерации выносится приказ о присвоении соискателю звания. Аттестационное дело рассматривается в течение полугода (иногда до 9 месяцев). Таким образом, присвоить звание соискателю имеет право только ВАК.
К примеру, в сфере искусства и спорта, также требуется наличие почетного звания, звания лауреата (чемпиона) конкурса. Претендент при этом должен подготовить как минимум двоих учеников, которые также получат почетные места.
Соискатель должен предоставить пакет документов секретарю Ученого совета выдвигающей организации. Затем она направляет аттестационное дело в ВАК в течение 14 дней.
Важно: в 2014 году вышел приказ Минобрнауки № 81 об утверждении форм документов, предоставляемых кандидатом на звание.
На их примере вы сможете подготовить с соблюдением всех норм и правил те документы, которые должна получать ВАК от соискателя. Он утверждает новую форму справки и списка опубликованных учебных изданий.
Список документов отправляется в ВАК в скоросшивателе. В бумажный карман кладут регистрационные карточки и 4 почтовые карточки с марками.
Полезно знать: перечень публикаций по форме 16 составляется на основании Приказа № 1756 (Положение №3). Нужно вносить в список нужно только те работы, которые прошли редакционно-издательскую обработку и тиражирование, а также имеют выходные сведения. В этот список нельзя, например, включать газетные статьи.
На ресурсе ВАК вы можете найти все приказы по ссылке http://vak.ed.gov.ru/106. В графе «Дипломы, аттестаты и свидетельства» указаны соответствующие приказы. К примеру, вы можете найти здесь информацию о выдаче свидетельств. По итогам проверки Минобрнауки РФ выносит вердикт о присвоении ученого звания или же отказе в нем, информация об этом будет доступна на сайте в течение 10 дней.