Для некоторых поступление в аспирантуру – это ступень в карьерном росте, социальном статусе. Кто-то мечтает внести свой неоценимый вклад в науку, кого-то в этом убеждают преподаватели, считая, что лучшая характеристика аспиранта – это бывший добросовестный студент. Но нужно тщательно взвесить свои желания и возможности, цели и задачи, прежде чем решиться посвятить 3-4 года каждодневному непростому научному исследованию, написанию серьезной квалификационной работы на соискание ученой степени.

Как найти научного руководителя для диссертации

Как найти научного руководителя для диссертации – серьезный вопрос, с которым сталкивается каждый человек, решивший получить степень кандидата наук. От выбора руководителя во многом зависит качество диссертационной работы, эффективность обучения в аспирантуре, качество результатов исследований, время на подготовку труда, успешность защиты.

Научное руководство аспирантами на кафедре обычно осуществляет профессор, доктор наук. Одновременно у него их разрешается 5. Научным руководителем аспиранта может быть кандидат наук, имеющий звание доцента, он имеет право руководить работами трех соискателей. Чаще всего будущий кандидат сам выбирает себе руководителя, еще до начала учебы в аспирантуре. На что нужно обратить внимание в первую очередь:

  • компетентность потенциального руководителя в сфере, которую затрагивает тема диссертации, до уровня эксперта;
  • нужно ознакомиться с трудами будущего руководителя;
  • вес и авторитет в научном мире;
  • плодотворная исследовательская деятельность;
  • отношения с сотрудниками кафедры, с членами диссертационного совета - в случае конфликтности руководителя это отражается на аспиранте и продвижении его научной работы;
  • готовность помогать соискателю на отдельных этапах подготовки диссертации – разработка индивидуального плана, опубликование статей, поиск оппонентов, организация защиты, на примерах и по свидетельствам предшественников;
  • соотношение количества аспирантов с количеством защищенных диссертаций или отказов;
  • личные качества научного руководителя аспиранта, его заинтересованность, порядочность.

Научный интерес у руководителя и соискателя должен быть общим. Иначе неизбежны дискуссии и, как результат, затягивание времени написания работы, утверждения ее разделов, публикации статей, проведения исследований. Иногда могут навязать другую тему диссертации, в которой больше будет заинтересован научный руководитель аспиранта. Тогда придется отстаивать свою точку зрения или соглашаться. Но работа над диссертацией – это не обязательно увлекательные, выдающиеся открытия. Часто – это рутинный, во многом бюрократический процесс, занимающий несколько лет. И если научный руководитель аспиранта окажется равнодушным или непорядочным, а тема не интересна и не понятна, то успешный результат и сама защита будут под вопросом.

Индивидуальный план аспиранта

Индивидуальный план – путевая карта поэтапного продвижения по пути к защите диссертации. В нем должны быть подробно отражены все аспекты, этапы, компоненты обучения и написания работы. Такой план является обязательным для каждого аспиранта. Индивидуальный план разбивается по годам обучения. Он утверждается на ученом совете, дважды или один раз в год заслушивается и утверждается отчет о его выполнении.

Если пункты годового плана не выполнены, то аспирант может быть рекомендован к отчислению. Причиной может быть, как нерадивость студента аспирантуры, так и неудовлетворительное качество научного руководства аспирантами

Индивидуальный план в краткой форме составляется в первые несколько месяцев обучения лично аспирантом. После успешного утверждения краткого варианта на его основе составляется развернутый. Подробный план нужно подписать научным руководителем и также утвердить. Бланк этого документа или его образец находится в отделе аспирантуры. Аспирант заполняет его, согласовывая наиболее важные моменты с руководителем. Легче всего составить план, используя готовый заполненный пример.

В индивидуальный план обязательно нужно включить:

  1. сдачу кандидатских экзаменов с указанием дат;
  2. написание статей для публикации в научных сборниках с указанием тем;
  3. участие в семинарах и конференциях, выступления с докладом;
  4. подготовку глав диссертации с указанием ориентировочных сроков;
  5. научно - педагогическая работа – проведение семинаров, лабораторных, практических работ;
  6. прохождение практики в учреждении, на производстве.

Планирование по годам обучения аспирант должен осуществлять вместе с руководителем, который в силу своего опыта шире видит общие перспективы исследований, может подсказать темы статей, объективно наметить сроки выполнения пунктов плана. 

В идеале защита диссертации должна осуществиться по окончании аспирантуры. На практике все зависит от работоспособности исследователя, некоторых объективных или субъективных причин.

В один из разделов индивидуального плана включается пункт о написании автореферата диссертации – краткого изложения структуры, методики, актуальности, главных выводов научной работы, подготовка к предварительной защите, другие организационные моменты. Заполненный план хранится в личном деле в аспирантуре.

Портфолио аспиранта

Одним из современных механизмов мониторинга качества и уровня подготовки будущих ученых является портфолио. В него заносятся индивидуальные достижения соискателя во время учебы в аспирантуре, в процессе исследовательской и научно - педагогической деятельности, в ходе работы над статьями и самой диссертацией. Обычно портфолио оформляют в электронном виде, чаще в виде презентации. Это позволяет наглядно оценить процесс подготовки будущего ученого, вовремя выявить проблемы и недостатки, скорректировать план подготовки, оптимизировать руководство аспирантами.

Заполнение электронного портфолио – обязательное требование современных образовательных стандартов.

Шаблон, пример заполнения и положение о портфолио аспиранта можно найти на сайте высшего учебного заведения. Во время его создания происходит самооценка уровня подготовки и развития соискателя. Портфолио – действенный инструмент реализации и корректировки целей и задач аспиранта по повышению образовательного уровня и исследовательской компетентности. Оно служит основанием для аттестации будущего кандидата наук, позволяет упорядочить исследовательскую деятельность, выявить слабые места подготовки, определить рейтинг молодого ученого.

Заполнение портфолио происходит на всем протяжении обучения в аспирантуре, оно доступно на электронном сайте учебного заведения. В составе портфолио обязательно наличие индивидуального плана и характеристики аспиранта.

Характеристика аспиранта

Для рассмотрения на диссертационном совете требуется характеристика на аспиранта образец написания которой включает:

  • Фамилию имя отчество, год рождения.
  • Дату окончания вуза, специальность.
  • В текстовой части первый абзац описывает деятельность аспиранта в настоящий момент, предыдущую работу или учебу, тему будущей диссертации, перечисляются написанные статьи, проведенные эксперименты.
  • Заключительный раздел описывает качества аспиранта, как молодого ученого, личностные, психологические особенности.
  • В последнем предложении указывается, для чего предназначена, куда будет направлена характеристика.

Заполнить характеристику может сам соискатель или его руководство. Образцов и примеров достаточно на различных сайтах. Она подписывается руководителем или заведующим кафедрой. Характеристику аспиранта зачитывают перед защитой диссертации на заседании совета. Также она может понадобиться для соискательства на грант или стипендию. 

 

Степень кандидата наук получают двумя способами

Первый распространенный способ: после окончания ВУЗа выпускник подает документы для поступления в аспирантуру.

Если вы поступаете с опытом работы, к этому времени должны проработать в выбранной области не менее двух лет, если форма обучения очная, то есть ограничения по возрасту - не более 35 лет.

Кроме того, необходимо получить рекомендацию от Ученого Совета учебного заведения, в котором студент показал должные результаты в научных исследованиях по выбранной специальности. Эти рекомендации принимают во многих вузах по профилю исследований. Далее следуют подготовка документов и прохождение вступительных экзаменов, обычно это:

  • специальность
  • философия
  • иностранный

Так же возможно поступление в аспирантуру и на договорной основе, для этого потребуется пройти собеседование или вступительные испытания. Аспирант по окончании аспирантуры, защитив диссертацию, которая будет результатом учебы и исследований, уже сможет претендовать на степень кандидата наук.

Второй способ – это соискание.

У этого пути виден ряд преимуществ. Нет необходимости постоянно присутствовать в учебном заведении. Ученый совет только утверждает выбранную тему научной работы и назначает научного руководителя. Соискательство требует больше самостоятельной работы. В течение трех лет важно показывать, что работа движется и получать консультации научного руководителя. Работу над исследованием, подготовку к сдаче кандидатских экзаменов, написание диссертации – соискатель берет на себя. Но здесь нет жестких ограничений по времени, сроки сдачи устанавливает будущий кандидат наук. Единственное ограничение – срок подготовки диссертации не более трех лет.

Итак, претендовать на кандидатскую степень может человек с оконченным высшим образованием, либо аспирант, либо соискатель.

В зависимости от научного направления, существует разделение кандидатов наук по специальностям. В РФ их 24:

  • Кандидат архитектуры (канд. архитектуры)
  • Кандидат биологических наук (канд. биол. наук)
  • Кандидат ветеринарных наук (канд. ветеринар. наук)
  • Кандидат военных наук (канд. воен. наук)
  • Кандидат географических наук (канд. геогр. наук)
  • Кандидат геолого-минералогических наук (канд. геол.-минерал. наук)
  • Кандидат искусствоведения (канд. искусствоведения)
  • Кандидат исторических наук (канд. ист. наук)
  • Кандидат культурологии (канд. культурологии)
  • Кандидат медицинских наук (канд. мед. наук)
  • Кандидат педагогических наук (канд. пед. наук)
  • Кандидат политических наук (канд. полит. наук)
  • Кандидат психологических наук (канд. психол. наук)
  • Кандидат сельскохозяйственных наук (канд. с.-х. наук)
  • Кандидат социологических наук (канд. социол. наук)
  • Кандидат технических наук (канд. техн. наук)
  • Кандидат фармацевтических наук (канд. фарм. наук)
  • Кандидат физико-математических наук (канд. физ.-мат. наук)
  • Кандидат филологических наук (канд. филол. наук)
  • Кандидат философских наук (канд. филос. наук)
  • Кандидат химических наук (канд. хим. наук)
  • Кандидат экономических наук (канд. экон. наук)
  • Кандидат юридических наук (канд. юрид. наук)
  • Кандидат богословия (25 сентября 2015 года ВАК утвердила паспорт новой научной специальности  “Теология”)

Разница между кандидатом, доктором, доцентом и профессором

Ученый обладающий степенью кандидата наук претендует на степень доктора наук.

Аналог кандидатской степени в других странах

Ph.D. – доктор философии, распространенный аналог российской степени кандидата наук. Степень Ph.D. признается в США, Канаде и европейских странах. Там Ph.D. - высшая ученая степень.

В некоторых государствах Европы, например во Франции, Германии и Британии, присуждаются эквиваленты российской степени доктора наук :

  • DSc (доктор естественных наук)
  • DLitt (доктор гуманитарных наук)
  • DSocsc (доктор обществоведения)

Для получения такой ученой степени требуется защитить соответствующую диссертацию, но четких сроков при этом не устанавливается, и отсутствует докторантура, кандидат готовится самостоятельно.

 

Что такое доцент

Под словом «доцент» скрываются такие понятия как «должность в вузах» и «ученое звание». Любой вариант интерпретирования предполагает, что доцент занимается педагогическим трудом и имеет достижения в некой области знаний,  являясь научным сотрудником. Стоит отметить, что в зарубежных вузах такого понятия как «доцент» практически нет. В РФ оно появилось в 1863 году, затем это звание на некоторое время выпало из научной терминологии.

Как получить должность доцента

Работник должен быть задействован в педагогической и научно-исследовательской сфере труда. Зачастую он обладает ученой степенью кандидата наук, что не  является обязательным условием для получения должности, которая, по сути, подтверждается только записью в трудовой книжке. Преподаватель становится доцентом  после принятия положительного решения на ученом совете.

Чтобы стать доцентом необходимо соблюдать только два условия:

  • Иметь диплом ВУЗа
  • Работа педагогом в университете – не менее 3 лет

Среди обязанностей доцента можно выделить организацию административной и исследовательской работы. Он участвует в разработке учебников и пособий, а также в научных исследованиях, читает лекции и готовит аспирантов.  Сотрудник  непосредственно подчиняется завкафедрой. Доцент – это научная специальность, промежуточное звено между  преподавателем и профессором.

Множество ассистентов стремятся стать доцентами не только по должности, но и по званию,  ведь его получение очень престижно. Но как им стать и что для этого требуется?

Как получить ученое звание доцента ВАК

Для этого необходимо будет пройти несколько важных этапов, иметь исследовательские способности и вложить много труда. Требования к соискателю: ведение педагогической или научной деятельности,  хорошие знания, обладание ученой степенью, достижения в науке.

На основании вердикта  ВАКа (Высшей аттестационной комиссии) Министерством образования и науки Российской Федерации выносится приказ о присвоении соискателю звания. Аттестационное дело рассматривается в течение полугода (иногда до 9 месяцев). Таким образом, присвоить звание соискателю имеет право только ВАК.

Требования к кандидату на звание

  • Наличие кандидатской степени (доктора наук) и диплома об окончании ВУЗа
  • Работа педагогом в ВУЗе РФ – не менее 5 лет, не менее 10 лет - для получения звания профессора
  • Не менее 3 лет – опыт работы педагогом по научной специальности
  • 2 года непрерывного стажа в качестве доцента, профессора, завкафедрой, директора, замдиректора и на иных руководящих должностях (Постановление, п. 10, "в")
  • Работа педагогом (от 0,25 ставки), включая проведение дополнительного профессионального образования
  • Печать 3 научных трудов и 2 учебных пособий в рецензируемых изданиях за 3-летний период (всего 20 за весь период). Исключения составляют научные работы, которые имеют засекреченную информацию
  • Наличие трудового договора с выдвигающей организацией, а также замещение должности
  • Выполнение обязанностей лектора

Присвоение звания в сфере искусства без ученой степени

  • Наличие документа об окончании ВУЗа
  • Необходимо опубликовать научные труды и учебные пособия
  • Чтение курса лекций
  • Обладание почетным званием РФ (СССР) в сфере искусства или званием дипломанта (лауреата) 2 всероссийских мероприятий в определенном виде искусства
  • Заключение трудового договора и замещение должности в выдвигающей организации (перечень в Постановлении, п.14)
При наличии степени следующие требования:
  • Работа педагогом – 5 лет, по заявленному направлению – не менее 3 лет
  • Непрерывный стаж на протяжении 2 лет на определенных должностях (Постановление, п. 14, «д»)
  • Работа педагогом (0,25 ставки)
  • Проведена подготовка двоих лиц со званием дипломанта (лауреата) по заявленному направлению
  • Должно быть опубликовано как минимум 2 научных трудов и учебных изданий и не менее 7 работ по тому виду искусства, которое указано в аттестационном деле

К примеру, в сфере искусства и спорта, также требуется наличие почетного звания, звания лауреата (чемпиона) конкурса. Претендент при этом должен подготовить как минимум двоих учеников, которые также получат почетные места.

Список документов для ВАКа

Соискатель должен предоставить пакет документов  секретарю Ученого совета выдвигающей организации. Затем она направляет аттестационное дело в ВАК в течение 14 дней.

  • Служебное письмо
  • Документ со сведениями о работнике юрлица
  • Копия части протокола заседания кафедры и Совета факультета
  • Список учебных изданий и научных трудов по форме 16
  • Подтверждение опыта работы - копия страниц из трудовой книжки
  • Выписка из приказа (конкурс)
  • Опись
  • Регистрационная карточка
  • Справка
  • Сведения о подготовке учеников в качестве научного руководителя (консультанта). Список лиц и информация о проведенной работе
  • Копии дипломов

Важно: в 2014 году вышел приказ Минобрнауки № 81 об утверждении форм документов, предоставляемых кандидатом на звание.

 На их примере вы сможете подготовить с соблюдением всех норм и правил те документы, которые должна получать ВАК от соискателя. Он утверждает новую форму справки и списка опубликованных учебных изданий.

Список документов отправляется в ВАК в скоросшивателе. В бумажный карман кладут регистрационные карточки и 4 почтовые карточки с марками.

Полезно знать: перечень публикаций по форме 16 составляется на основании Приказа № 1756 (Положение №3). Нужно вносить в список нужно только те работы, которые прошли редакционно-издательскую обработку и тиражирование, а также имеют выходные сведения. В этот список нельзя, например, включать газетные статьи.

Приказы ВАК о присвоении ученого звания

На ресурсе ВАК вы можете найти все приказы по ссылке http://vak.ed.gov.ru/106. В графе  «Дипломы, аттестаты и свидетельства» указаны соответствующие приказы. К примеру, вы можете найти здесь информацию о выдаче свидетельств. По итогам проверки Минобрнауки РФ выносит вердикт о присвоении ученого звания или же отказе в нем, информация об этом будет доступна на сайте в течение 10 дней.

 

Metrika